Кабошоны

Кабошоны

 

Одним из основных видов традиционной обработки камня для украшений является кабошон (от фр. cabochon - голова) – метод шлифовки, при котором камень приобретает гладкую выпуклую (чаще всего овальную или шарообразную) с одной стороны и плоскую с другой форму, без граней. В качестве дополнительной обработки у камней темного цвета в нижней, плоской части для высветления цветового фона, часто вытачивается полость. Основание кабошона редко полируется.

Огранка в форме кабошона подходит не всем камням, но для некоторых из них она является идеальным вариантом:

  • - для минералов небольшой (2,5-4) твердости, острые грани которых (при других огранках) легко повреждаются от соприкосновения с более твердыми объектами: бирюза, азурит, змеевик и т.д.;
  • - для камней, обладающих глубоким цветом и красивым рисунком: агаты, яшма, малахит, хризопраз;
  • - для минералов, которым присущи разнообразные оптические эффекты: астеризм (лучистые опалы), иризация (лунный камень, радужные агаты), эффект «кошачьего глаза» (тигровый глаз) или «хлопьев» (снежный обсидиан) и т.д.

Виды кабошонов из натуральных камней

Выделяют несколько разновидностей кабошонов:

Простой. Представлен в виде односторонней выпуклости в форме сегмента шара или овоида. Используется для огранки камней, обладающих глубоким, красивым цветом: бирюзы, малахита, яшмы, обсидиана.

Двойной. Выполняется в виде выпуклости чечевицеобразной или грушевидной формы, с гладкой, полированной поверхностью. Обратная сторона плоская или вогнутая. Чаще всего используется для огранки камней с переливчатой окраской: опала, обсидиана;

Выпукло-вогнутое или выпукло-плоское тело чечевицеобразной или грушевидной формы. Поверхность – гладкая. Подходит для огранки камней с переливчатой окраской, например, опала или лунного камня.

Высокий. Кабошон с сильной развитой верхней частью. Чаще всего применяется при обработке полупрозрачных камней: сердолика, чароита, халцедона, нефрита, хризопраза.

Полый (выпукло-вогнутый), с углублением в нижней части. Используется для прозрачных камней: граната, горного хрусталя, родонита, фуксита, содалита.

В России вплоть до начала ХХ века кабошон оставался практически единственным способом обработки всех видов камней (и драгоценных, и полудрагоценных), используемых при создании необычных, авторских украшений. Сегодня это одна из множества форм обработки, выбор которой зависит, прежде всего, от свойств камня (твердости, плотности, хрупкости), цветовой гаммы и рисунка, глубины окраски, наличия дефектов, авторского замысла мастера и возможности создания нужных световых эффектов (переливчатость, иризация, эффект кошачьего глаза и т.д.).

Кабошоны